Урало-сибирская роспись

                                           

 

Влияние традиционной народной культуры на развитие  художественно – творческой активности детей 21 века.


                      Путь к будущему лежит через познание духовно – нравственного наследия наших предков.

Свердловская область известна всему миру, как центр тяжелой промышленности. С этим нельзя не согласиться, но наша задача, задача клуба ЮНЕСКО «Совушка» показать и другую сторону сурового уральского края. Наш клуб был организован в 1991 году и вся его деятельность была направлена на знакомства и изучения истории родного края. Важную роль в воспитании ребенка играет связь с народным изобразительным искусством, который непосредственным образом переплетается с устным и музыкальным фольклором.

Проблема этнокультурного воспитания детей остается актуальной и в наше время; вопрос стоит в том как подойти к решению этой проблемы. На пером этапе своей деятельности коллектив клуба активно собирал и изучал материал народной культуры, а также являлся организатором фольклорных праздников годового цикла, выставок, спектаклей, семинаров, практических занятий по прикладному искусству, живописи, этнографии, фольклору, истории русской культуры и других народов мира.

Освоение региональных традиций помогло более глубоко изучить самобытную в своем роде, уральскую народную роспись по дереву. Данный материал в дальнейшем помог в методике изучения народного изобразительного искусства в системе дополнительного образования. Формы ознакомления с произведениями народного искусства могут быть самыми разнообразными. Наиболее эффективной из них является практическое участие учащихся в создании художественных изделий.

Уральская роспись, домовая роспись известна с XIX века. Особое место в истории Урала занимает уральская домовая роспись, она поражает прежде всего своей монументальностью: расписываются сени, изба, горница, а в них стены, простенки, потолки, двери голбеца, полати, заборки, грядки, шкафы и многое другое. Она является неотъемлемой частью современной культуры Урала. До XX века в крестьянской росписи сохранились аграрно – заклинательная символика. Вся образная система народного мышления в сюжетах уральской росписи ориентирована на осознание природы, в определенных образах и символах. Непременным элементом росписи было дерево жизни – символ добрых пожеланий и охранительный знак. Существующий канон росписи крестьянских домов строго соответствовал концепции русской избы.

Уральское крестьянское жилище сохранило архаичные черты вплоть до XIX-XX веков. Интерьер крестьянского жилища был организован по принципу трехъярусности – наиболее простая и вместе с тем универсальная формула, организующая быт.

Верхний ярус и  потолок дома – это, своего рода, «небо». Зарождение конструкции потолка с центральной балкой-матицей некоторые исследователи относят к XVII веку. Несущая потолок матица является охранительницей дома. Ее важная конструктивная и семантическая роль закреплялась изобразительно, ее выделяли яркой окраской и расписывали растительным орнаментом. Элементы среднего яруса – стены, двери, окна – это нечто промежуточное между идеализированным небесным миром и миром подземным. Росписи среднего яруса интерьера – это особый радостный мир, где существуют собственные законы и представления о красоте и истинной правде. По насыщенности растительный орнамент четко разделился на зоны, причем акцент получает красный угол. Более видные простенки между окнами украшены несложным растительным орнаментом. Роспись, украшающая деревянные элементы печи, дверные и оконные проемы, благодаря яркости цветового решения подчеркивает значимость этих частей внутреннего устройства дома, усиливает их художественную выразительность. Каналом общения среднего яруса с нижним (подпольем) был голбец или каржина, пристройка возле печи, прикрывающая вход в подполье. Промежуточное положение голбца, как некоего посредника «тамбура» между мирами, сказывалось в отношении  к нему обитателей дома и находило отражение в его художественном оформлении. [13,с.43]

Известные «красильщики» тюменские и кармацкие были выходцами из северных областей европейской части России. Они жили по реке Карман в деревнях Мальцева, Кокшарова, Гилева, Скородум, Рябова, Верховина, Соколова, Сажина, Брюханова, Зырянка, бывших Успенской и  Гилево-Карманской волостей (совр. Тугулымский район свердловской области). Приезжали на Урал и вяжские мастера, были и свои – местные мастера. Развитию промысла способствовали близость Тюмени (1586 г), проходивший по этим местам Сибирский тракт. В те времена о Тюмени говорили: «Ворота в Сибирь».

Расписывали дома мужчины, но нередко  им помогали и женщины, иногда были целые династии.

По-видимому, обычай расписывать крестьянские дома на Урале появился в начале XIX века. Часовня Александра Невского в д.Останкина расписана именно в это время, и еще ряд примеров, которые приводит И.Д Самойловв каталоге уральской народной росписи крестьянских домов и предметов быта в собрании Нижнесинячихинского музея-заповедника, датированы 1812 г. К середине XIX века в городском и деревенском жилище, наряду с красочным интерьером, можно было увидеть расписные предметы быта.

В уральской росписи предпочитали холодные тона, и в окраске фона преобладали синие, голубые и зеленые цвета, но если цвет фона был теплым, холодные тона мотивов  сводили ощущение теплоты к минимуму. Среди всего разнообразия домовых росписей можно выделить три шкалы связанные с деятельностью вятских (кстининских), костромских (молвитинских) и кармацких (тюменских) народных мастеров. Глядя на монументальные росписи, поражает та свобода, с какой мастера расписывали большие декоративные ансамбли.

Творцы русского народного искусства, в прошлом в основном крестьяне, жившие в определенной природной и социальной среде, в окружении традиционной, бытовой культуры, воспринимая окружающую действительность, отражали в творчестве свое мировосприятие.

Всем очевидно, что нельзя воспитать художника без любования живой природой, без сопереживания всему живому. Природа является первым учителем и художника и народного мастера. Вот по этой причине, художественное Воспитание ребенка не должно сводиться только к техническому освоению определенных навыков. Благодаря красоте ребенок интуитивно тянется к добру, невозможно переоценить значение уральской росписи в решении детских творческих задач, для дальнейшего воплощения собственных художественных идей.

На занятиях декоративно – прикладной композиции, которая включает в себя два компонента: изобразительное искусство и основы декоративной композиции, знакомство с росписью происходит через загадку, сказку, народный календарь. Также осваиваются основные композиционный законы орнамента; выделение главного, равновесие, ритм, пластика, цветовая гармония. Урало-сибирская роспись масляными красками отличается небольшим количеством цветов. Ведущая роль отводится цветному фону, который позволяет достигнуть собой звучности всей росписи при небольшой яркости отдельных красок. Этому же способствует композиционный прием обрамления живописного поля рамкой контрастного цвета, например,  оранжево-красного-кобальтово-синей, голубовато-зеленого-киноварно-красной и т.п.

Основные мотивы росписи – алые и лазоревые цветы, виноградные гроздья, гирлянды фруктов. Ягоды смородины и черемухи, всевозможные листья, изображения птиц и зверей, человека и домашних животных. Размеры мотивов очень разнообразны: только самый простой мотив ягодка – может быть от 1 до 4 см в диаметре, цветок от 3 до 14 см.

В композициях существует определенное соотношение элементов: ягодка, как правило, составляет четвертую часть диаметра цветка, лист - половину.                                     Черные приписки в росписи живописного типа играют подчиненную роль, они объединяют мотивы в компактные букеты или  в плотную веточку. Вместе с тем, они разбивают замкнутость отдельных форм, связывают их с фоном, увеличивая тем самым узорность последнего и повышая орнаментальность всей композиции.

Особая техника белильной разживки, фактура масляных красок с пастозным мазком, со следами кисти на равномерно закрытом фоне, густой, неразбавленный цвет, радостный колорит придают росписи дополнительную живописность.     Роспись живописного типа, выполняют без предварительного нанесения контуров рисунка, пишут на глаз. Народные мастера применяли типовые композиции. При разметке расписываемой плоскости они пользовали руку, как измерительный инструмент, если это был простенок, примерялся и искал место центрального цветка. Затем, прикладывая руку отмечал, где приблизительно будет написана ваза и верхние ярусы цветов.

Процесс освоения приемов росписи на вещах происходит гораздо быстрее. При росписи должна быть четкая фиксация локтя  и полная свобода движения кисти руки, чтобы можно было одним неразрывным движением  наносить пластичные мазки, как на объемных, сферических или цилиндрических поверхностях, так и на гладких плоскостях.

Необычен и способ держания кисти. Надо положить кисточку черенком на последние фаланги, немного раздвинутых среднего и указательного пальца и прижать его сверху подушечкой большого пальца, мизинец и безымянный пальцы при этом должны быть согнуты.

Графические элементы росписи. Для приобретения навыков выполнения простейшего графического элемента росписи травного мазка следует соблюдать следующую очередность движений. Кисть, взятую тремя пальцами ставят почти вертикально так, чтобы кончиком она касалась бумаги, и ведут ее к себе, понемногу опуская до полного соприкосновения с поверхностью. Затем кисть быстро отрывают от бумаги. Получился каплевидный мазок, с одной стороны острый, а с другой – закругленный. Необходимо научиться проводить графические элементы росписи и их серии, как бы на одном дыхании, когда каждый мазок является результатом округлого, ритмично повторяемого движения руки. Приписки в уральской росписи в отличие от хохломской травки, оканчивающиеся волосяными линиями, более грубы. У них один кончик округлен, а другой утончается. Такие приписки можно писать с любого конца, начиная либо с тонкого, либо с толстого, часто их соединяют по три заполняя такими группами пространство между растительными мотивами и превращая их в гирлянду.

Живописные элементы росписи. Одним из основных живописных элементов уральской росписи по дереву, моделирующим форму мотива, является разживка.

Выполнять прием разживки нужно плоской кистью. Кисть, лежащая на трех пальцах (указательном, среднем и безымянном) правой руки как бы прокатывается по ним большим пальцем. Небольшой наклон в ту сторону кисти, которой взята краска моделирующего цвета, позволяет сделать мазок ровным, с четким приемом по наружной стороне и смягченным, постепенно смешивающимся с основным цветом подмалевка – на внутренней. Изображение человека, животных и зверей встречается гораздо реже. Принцип их выполнения в произведениях лучших мастеров не отличается от выполнения растительных мотивов и изображения птиц. Но так как эти изображения, как правило, крупнее, то в них активнее используются живописные приемы моделирования форм. Стилистической особенностью композиции уральской росписи является: вертикальная – ориентировочная композиционное построение орнамента, так же типовыми композициями являются: букетик, веточка, куст, гирлянда, фризообразная, центричная.

Основным мотивом уральской домовой росписи была многолепестковая розетка, выполненная приемом «разбела». Такие мотивы росписи, как ягодка, цветы и небольшие округлые или остроконечные листья, формировались в группы, в которых четко соблюдается определенный ритм, например цветок – лист, два листа – розетка – три листа, листок – ягодка – два листа. В зависимости от места расположения росписи композиции могли быть простыми и  более сложными - куст, венок, гирлянда, букет. На каждом промысле вырабатывались собственные типовые композиции, которые мастера варьировали в процессе работы.

 

В программу по декоративной композиции входит обязательная работа с природным материалом, обращается внимание детей на многообразие растительных форм, цветовых оттенков в природе и живую пластику растительного мира. На втором этапе развития клуба «Совушка» коллектив решает задачу воплощения уральской росписи в современный мир. Роспись русского крестьянского дома Урала – одно из интереснейших и самобытных художественных явлений, донесенных до наших дней неоценимое богатство и разнообразные композиции, являющихся замечательным источником художественных идей для современных живописцев. Живописная Урало-Сибирская роспись с простыми по дереву сочетаниями, цветными фонами, крупными мотивами как нельзя лучше соответствует задаче сделать вещи декоративного плана яркими цветовыми акцентами в современном жилище.

 

Веками отточенные композиционные законыкрестьянской росписи важно не разрушит, а сохранит и не только сохранить, необходимо продолжить жизнь этой уникальной монументальной домовой росписи. На современном этапе проводится анализ проделанной работы. На занятиях урало-сибирской росписи педагог должен познакомить учащихся с современным уровнем декоративно-прикладного искусства и народным творчеством наших предков.

Декоративно-прикладное искусство – вид искусства, произведения которого представляют собой предметы, обладающими определенными художественно-эстетическими свойствами, но в то же время, имеющие практическое предназначение. Мебель, одежда, игрушки, посуда, ювелирные изделия, ткани и другие произведения декоративно-прикладного искусства, окружая нас,  оказывают постоянное и сильное влияние на формирование художественного вкуса, на  развитие эстетической восприимчивости, способности к творчеству. Но опережая в мыслях сегодняшний день, мы не должны забывать о прошлом. Все, что есть ценного в нашей художественной культуре, существует только благодаря прочной связи прошлого с настоящим, преемственности духовных традиций. Народное искусство сегодня представляет собой стержень, соединяющий современную художественную культуру с истоками человеческой цивилизации. Педагог сможет увлечь, заинтересовать детей, если по-настоящему откроет перед ними народное искусство, как тайну образной символики, как духовный акт общения человека с природой, а так же в работе с учащимися особое значение имеет принцип единства общего и конкретного в художественном обобщении в произведениях декоративно-прикладного искусства.

В методике преподавания урало-сибирской росписи необходимо соблюсти шесть основных этапов декоративной работы:

1.                                 Эмоциональное восприятие произведений народных мастеров.

2.                                 Познание художественных особенностей произведений.

3.                                 Объяснение культурно-исторического смысла и ценности произведений.

4.                                 Углубление представлений о художественном образе.

5.                                 Сопоставление произведения народного искусства с современным произведением профессионального декоративно-прикладного искусства.

6.                                 Художественная практика учащихся на основе эстетического освоения народного творчества и действительности. Этапы не обусловлены возрастным принципом, они стороны единого учебно-воспитательного процесса.

Не менее важным является соблюдение на уроке декоративно-прикладного искусства психолого-педагогических закономерностей развивающего обучения и воспитания, которые определяют совершенствование преподавания урало-сибирской росписи.

Урок является основной формой учебно-воспитательной работы в детской художественной школе. Классно-урочная система позволяет наиболее плодотворно руководить процессом обучения и воспитания детей.

На современном этапе к уроку декоративно-прикладного искусства предъявляется ряд требований, которые являются психолого-педагогическими научными основами совершенствования преподавания в системе дополнительного образования детей.

1.                                 Нравственно-эстетическая направленность учебно-воспитательного процесса;

2.                                 Обязательное соответствие цели и задач каждого урока общим целям и задачам концепции школы.

3.                                 Соблюдение дидактических принципов в обучении.

4.                                 Постоянное обогащение учащихся знаниями, умениями, навыками по предмету декоративно-прикладного искусства, обуславливающее систематическое развитие учащихся.

5.                                  использование разнообразных методов занятий, отвечающих особенностям содержания урока и активизирующих познавательно-творческие способности учащихся.

В планировании каждого занятия по урало-сибирской росписи, я руководствуюсь учебно-тематическим планированием на учебный год, которое включает в себя поурочное планирование по четвертям. План урока представляет собой рабочий конспект. В нем указывают тему, цель и задачи урока, последовательность элементов урока, их основное содержание и отводимое на них время; наглядный материал и оборудование урока; методические приемы учителя.

В клубе ЮНЕСКО «Совушка» работает творческая мастерская «Урало-сибирская роспись», рассчитанная на три года обучения, 6 часов в неделю.

Овладение методами изучения познания объектов и явлений действительности на уровне умственных действий в условиях обучения изобразительному искусству, а в дальнейшем является необходимым условием овладения целой системой научных знаний, как в области изобразительного искусства, так и в области других видов искусства, а так же гуманитарных и технических наук. Таковы основные психолого-педагогические закономерности развивающего обучения и воспитания учащихся на занятиях по декоративно-прикладной композиции и в творческой мастерской  «Урало-сибирская роспись». Принципы системы изучения изобразительного фольклора в художественной мастерской заключаются в следующем:

·    Отталкиваясь от народных календарных образов и обычаев, изучения народного творчества (изобразительного и музыкального фольклора), делится на зимний и весенний периоды, что помогает полнее познакомить детей с крестьянской мифологической основой народного искусства, обожествление природы неразрывно связано с заботами о его «кормильце – поле».

·    Дальнейшее изучение фольклора происходит по средством игры. Народные игры включили в себя художественное начало и народное художественное творчество, немыслимое без начала первого. Искусство отражает мир, уже поэтому оно не может не воплощать в своих образах мир игры, нет такого народа, в искусстве которого не отражалось бы игры [47,с. 6] игра развивает и образное мышление, которое необходимо для занятий народной уральской живописью.

·    Через устное народное творчество так же раскрываются особенности бытовых вещей в народном искусстве. Сюжеты произведений устного фольклора, тесно связаны с росписью домашней утвари, что помогает понять тайный смысл орнамента. Фольклорное воспитание способствует проникновению в стиль, дух, красоту уральской народной росписи.

У клуба более 300 воспитанников, многие из них продолжили художественную деятельность.

Углубленное знакомство с изобразительным народным искусством помогает полнее понять эстетику быта, поведение человека и взаимоотношение в коллективе. Клуб ЮНЕСКО «Совушка» на протяжении всего существования, более 20 лет, проводит семейные праздники, клуба – это одна большая дружная семья. Дети вместе со взрослыми осваивают народные традиции, перенимают социальный опыт старших поколений.

Уходя корнями в глубь веков, народное искусство, как никакое другое, оказывает результативное воздействие на профессиональное становление художника и развитие духовных способностей человека, необходимые в различных областях творчества.

 

 

Преподаватель

ДПИ.

Вице – президент

клуба ЮНЕСКО

«Совушка»   Вера Михайловна Оборина

 

 

Работы членов клуба 1988-1992 гг.